Статья "КРОСС-ПЛАТФОРМЕННЫЙ КУРС В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ"

 КРОСС-ПЛАТФОРМЕННЫЙ КУРС В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ

Кузнецов А.А.

Аннотация: В работе рассматривается структура и возможности кросс-платформенного курса на примере проекта Langteach-online для обучения иностранных граждан русскому языку. Описаны компоненты кросс-платформенной среды и опыт апробации в ряде учебных заведений. Определено понятие «Кросс-платформенный курс» и обозначена его роль в смешанном и дистанционном обучении иностранных граждан на примере дисциплины «Практический курс русского языка».

Ключевые слова: кросс-платформенный курс, кросс-платформенный проект, ЭОС, Langteach-online, структура, смешанное обучение.

 

Kuznetsov A.A.

CROSS-PLATFORM COURSE IN THE PRACTICE OF TEACHING RFL

Abstract: The paper considers the structure and capabilities of a cross-platform course on the example of the Langteach-online project for teaching foreign citizens the Russian language. The components of the cross-platform environment and the experience of testing in a number of educational institutions are described. The concept of "Cross-platform course" is defined and its role in the blended and distance learning of foreign citizens is indicated on the example of the discipline "Practical course of the Russian language".

Keywords: cross-platform course, cross-platform project, EOS, Langteach-online, structure, blended learning

В период пандемии сфера образования столкнулась с большим технологическим потрясением. Под таким технологическим потрясением понимается стремительный и безальтернативный переход на дистанционное обучение на всех уровнях образования, не только в России, но и по всему миру.  Вузы стали использовать различные электронные образовательные среды (LMS Moodle, LMS Canvas, LMS Ispring, LMS Elearn Eclass и др.). Преподаватели начали изучать социальные сервисы Веб 2.0. и их функциональные и дидактические возможности, посещать вебинары на различных образовательных порталах ведущих вузов и издательств («Образование на русском», «Открытое образование», Юрайт.Академия и др.). 

В настоящем исследовании стоит обратить внимание на формирование образовательного курса вне уже известных электронных образовательных систем, а на основе личного сайта преподавателя или портала образовательного учреждения за счёт внедрения социальных сервисов Веб 2.0, как части технической составляющей ЭОС нового типа. Данный тип формирования электронной образовательной среды получил наименование «Кросс-платформенный проект».

Кросс-платформенный проект – это совокупность технических, методических и технологических функций (средств), которая позволяет сформировать автономную электронную образовательную среду на основе любого веб-ресурса в сети Интернет [c. 14, 1] Первый проект  предлагаемого типа Langteach-online был запущен в 2015 году для обучения иностранных граждан  русскому языку и культуре России [2].  В рамках проекта был разработаны блоки материалов, необходимых для смешанного и дистанционного обучения русскому языку и культуре России, так как это особо актуально в условиях пандемии. Большинство иностранных граждан, получающих образование в России покинули территорию нашей страны, но при этом продолжают обучение в дистанционном формате.

Для начала нашего обзора рассмотрим материалы, представленные на портале проекта. Все материалы разделены на группы согласно учебным целям, задачам и видам речевой деятельности:

1.     Текстотека – тексты, распределенные по темам из рабочих программ по русскому языку как иностранному, которые используются в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и других вузов. [3].

2.     Грамматика – грамматические правила и упражнения на отработку на базе ресурса Onlinetestpad. Они интегрированы в проект за счёт гипертекстовой разметки. [4]

3.     Тематический словарь – лексические единицы, разделенные по тематическому признаку. [5]

4.     Онлайн-сервисы – раздел, посвященный различным социальным сервисам Веб 2.0, которые могут быть использованы для организации дистанционного обучения [6]

5.     Планы уроков раздел для преподавателей РКИ [7]

Каждый материал в этих разделах сопровождается QR-кодом, который позволяет преподавателям и студентам получать доступ к материалам через свои мобильные телефоны и планшеты. С помощью этой технологии предполагается провести безболезненное внедрение мобильных устройств иностранных граждан в процесс обучения в смешанном и дистанционном форматах.

 В разделе «Текстотека» содержатся тексты культуроведчески-ориентированного характера, способствующие развитию фоновых знаний иностранных студентов об истории и культуре России. Уровень сложности текста определяется с помощью веб-инструмента «Текстометр». [8]

Раздел «Грамматика» включает в себя упражнения различных форматов: заполнение пропусков, сопоставление, задания со свободным ответом и многие другие. Все эти задания хранятся вместе с результатами в личном кабинете преподавателя на веб-сервисе «Оnlinetestpad» [9] и могут быть переданы студентам по запросу в индивидуальном порядке.

Раздел «Тематический словарь» содержит лексические единицы для изучения иностранными студентами с подробным объяснением значений.

На основе материалов проекта Langteach-online и упомянутых технологий был спроектирован первый кросс-платформенный учебный курс для иностранных граждан на платформе Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина в LMS Canvas. Курс составлен из гипертекстовых ссылок на материалы и задания проекта Langteach-online. За счёт интеграции сервиса Onlinetestpad, где расположены все практические задания фиксируются следующие параметры: время выполнения, регистрационные данные обучаемых, количество ошибок и другие параметры. Это позволяет экономить место на электронной образовательной среде и способствует её быстрой загрузке.

В состав кросс-платформенного курса также входит блок справочных материалов по использованию социальных сервисов Веб 2.0, которые помогут преподавателям адаптироваться к дистанционному формату обучения.

Опираясь на всё вышеописанное, можно сделать вывод о том, что кросс-платформенный курс – это учебный курс, спроектированный на основе личного сайта преподавателя с интегрированными в него социальными сервисами Веб 2.0. для хранения всей справочной информации и решения учебных задач.

Один из первых кросс-платформенных курсов предлагаемого типа реализован на базе проекта Langteach-online и ЭОС Canvas, которая в настоящее время используется для организации дистанционного обучения в Государственном Институте русского языка им. А.С. Пушкина. Все материалы, используемые в рамках обучения иностранных учащихся 1 и 2 курсов бакалавриата русскому языку расположены на портале Langteach-online, а ссылки на них прикреплены в курс на ЭОС Canvas. Это способствует облегчению нагрузки на образовательную среду и ускорению загрузки материалов, даже при большом объеме файлов.

Удобство данного формата курса заключается в том, что кросс-платформенный курс может быть подключен как учебному порталу образовательной организации или к личному сайту преподавателя. В перспективе подобные курсы, на наш взгляд, могут усовершенствованы и использоваться совместно, не только с QR-технологией, но и с технологиями виртуальной и дополненной реальности.

Настоящая работа является частью обширного исследования, посвященного проектированию нового формата электронной образовательной среды «Кросс-платформенный проект», который включает в себя следующие компоненты: разработку первого кросс-платформенного курса по русскому языку как иностранному для иностранных студентов Московского Политехнического Университета, курсов по информационным технологиям в образовании и др, а также  первую виртуальную QR-библиотеку и системы поддержки мобильных устройств обучения, как полноценных средств получения образования в дистанционном и смешанном форматах.

В сентябре 2021 года планируется запуск первого кросс-платформенного курса на основе авторского проекта Langteach-online и рабочей программы по русскому языку для иностранных учащихся Московского Политехнического Университета для повышения их конкурентоспособности в российском научном пространстве.

 

Список литературы

1.     Кузнецов А. А. Реализация дистанционного обучения в условиях кросс-платформенной электронной образовательной среды // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. — 2021. — № 1. — С. 13–18.

2.     Проект Langteach-online Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/

3.     Проект Langteach-online Текстотека Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/tekstoteka/0-112

4.     Проект Langteach-online Грамматика Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/grammatika_katalog_uprazhnenij/0-545

5.     Проект Langteach-online Тематический словарь Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/tematicheskij_slovar_po_rki/0-72

6.     Проект Langteach-online Онлайн-сервисы Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_onlajn_platformy/0-51

7.     Проект Langteach-online Планы уроков Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/plany_urokov/0-954

8.     Проект «Текстометр» Электронный ресурс: https://textometr.ru/

Веб-сервис «Onlinetestpad» Электронный ресурс: https://onlinetestpad.com/


Ссылка для цитирования: Кузнецов А. А. КРОСС-ПЛАТФОРМЕННЫЙ КУРС В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ // Материалы научно-практического семинара Современные образовательные технологии в преподавании ИЯ/РКИ под ред. Л.П. Мухамад. — Москва: Москва, 2022. — С. 38–42. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Видеоконференции во Вконтакте

QR-технология в образовании

PADLET - инструкция по применению