Пособие «Онлайн-сервисы в гуманитарной сфере и научной деятельности»: актуальность, цели, задачи, структура.
DOI: 10.18572/2687-0339-2022-4-47-49
Пособие «Онлайн-сервисы в гуманитарной сфере и научной деятельности»: актуальность, цели, задачи, структура.
Кузнецов
Андрей Андреевич
Преподаватель
кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных
программ и кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в информационных
науках Института информационных наук Московского государственного
лингвистического университета
Работа представляет собой обзор авторского пособия,
ориентированного на повышение цифровой грамотности преподавателей высшей школы
и их студентов. Актуальность настоящего пособия назрела в начале 2020 года в
связи с международной пандемией, когда высшая школа экстренно перешла в
дистанционный формат взаимодействия. Появление предлагаемого пособия облегчит педагогическую
деятельность преподавателей с использованием цифровых решений. В статье
описаны: целевая аудитория, структура пособия и сферы применения указанного
учебно-методического пособия.
Ключевые слова: пособие, цифровизация, ИКТ, цели,
структура.
Информационные технологии
стремительно развиваются во всех сферах деятельности человека. Отдельное
внимание стоит обратить на цифровые решения в области образования и науки. Развитие
гуманитарных наук в XXI веке идет ускоренными темпами за счёт использования
средств сети Интернет. Исследователи Е. Н. Шапинская, А. А. Лисенкова
рассматривают цифровизацию гуманитарного образования через призму
информационной революции и пересмотр ценностей. Авторы исследования проводят
анализ взаимосвязей между кризисом языка, концом книжной культуры,
информационной революцией и образованием с использованием цифровых
технологий. Они приходят к выводу о том,
что цифровизация ухудшает качество получаемого образования и приводит к
деградации гуманитарных наук. [Шапинская, Лисенкова, 2020]
Однако, есть и другое
противоположное мнение о том, что цифровизация способствует развитию
гуманитарного образования. Рассматривая проблематику цифровизации высшего
гуманитарного образования следует учитывать, что практическое использование
такого инструментария как такового становится все более простым делом (это
важнейший тренд развития широкодоступных ориентированных на массового
потребителя приложений ИКТ). Ознакомление с такого рода инструментарием уже
введено в большинство программ подготовки бакалавров гуманитарных направлений,
но при этом изучаются, в основном, вопросы освоения способов применения
программно-технических средств. [Можаева, Можаева-Ренья, Сербин, 2014] Об
этапах развития цифровых технологий в сфере гуманитарного образования писали
А.Н. Богомолов, А.В. Тряпельников, Л.А. Дунаева, А.А. Атабекова (сфера русского
языка как иностранного); Н.Н. Макарова, Д.В. Васильев, Л.Г. Орчакова (сфера
истории); Н.А. Цветкова, И.Т. Стадник, Г.О. Ярыгин (сфера международных
отношений); С.В.Титова, А.П. Авраменко,
А.Л. Назаренко, В.А. Фадеева (сфера иностранных языков); В.И. Блинов, П.Н.
Биленко, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С.Сергеев (сфера обшей
педагогики) и многие другие. На сегодняшний день процесс цифровизации
гуманитарного образования будет продолжаться в связи с постоянным развитием
информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности
человека. Образовательные программы вузов уже содержат в качестве обязательной
литературы гиперссылки на статьи из всемирно известных цифровых библиотек,
словарей, интернет-СМИ и других интернет-источников. Перед тем, как перейти к
описанию нашего пособия стоит обратить внимание на ряд существующих
методических изданий в области цифровизации методики преподавания гуманитарного
образования.
Наиболее весомый вклад в
цифровизацию методики преподавания иностранных языков внесли А.Л. Назаренко, С.В.
Титова и А.П. Авраменко. А.Л. Назаренко рассматривала вопросы общей
информатизации образования. [Назаренко, 2013] С.В. Титова исследует вопросы
использования мобильных технологий и геймификации. [Титова, 2019] А.П.
Авраменко продолжила исследования в области мобильных технологий и перешла уже
к изучению технологий дополненной реальности и VR-технологий [Авраменко, 2022] Параллельно
с развитием цифровизации методики преподавания иностранных языков развивалась и
методика преподавания РКИ. Исследованиями цифровизации в обучении русскому
языку как иностранному занимались ведущие учёные из МГУ, РУДН, Гос.ИРЯ им. А.С.
Пушкина и других вузов.
Анализируя описанные выше
работы, мы приходим к выводу, что с методической точки зрения они написаны
верным и корректным языком. Представим, что рядовой учитель школы и
преподаватель вуза, который до пандемии не сталкивался в таком гигантским
объемом цифровой информации, которую нужно не просто воспринять, а еще и
применить на практике прочитал все эти работы от начала до конца. В качестве
результата получается, что он прочитал весь этот океан информации, посмотрел
большое количество вебинаров и мастер-классов ведущих профессоров, а с
применением полученных знаний возникают сложности. Эти сложности возникают
из-за объёма информации и иногда в хаотнчности её представления на
мастер-классах и вебинарах.
Для того, чтобы облегчить
применяемость этих знаний, нами было написано учебное пособие «Онлайн-сервисы в
гуманитарной сфере и научной деятельности». Данное пособие ориентировано на
обучение преподавателей и их студентов навыкам продвинутой цифровой
грамотности. Актуальность настоящего пособия подчеркивается повсеместным
использования социальных сервисов Веб 2.0 на всех уровнях образования от школы
до высшего образования и систем дополнительного профессионального образования. Однако,
в существующих учебно-методических пособиях отсутствовала подробная
классификация предлагаемых к использованию Интернет-ресурсов. Перед нами стояла
следующая задача: описать функциональные возможности и дидактические
особенности существующих технических решений.
В
основу структуры пособия легла авторская классификация социальных сервисов Веб
2.0, которая основана на целях и технических возможностях ресурсов для
организации смешанного и дистанционного обучения в гуманитарном образовании. [Кузнецов,
2020] Пособие включает в себя, не только описания технических возможностей
онлайн-ресурсов, но и вопросы и задания для самостоятельной отработки
полученных знаний на практике. Они позволят использовать пособие как в качестве
самоучителя, так и учебного пособия для проведения практических занятий по
дисциплинам: «Информационно-коммуникационные технологии в методике преподавания
русского языка как иностранного», «Информационно-коммуникационные технологии в
переводческой деятельности», «Информационно-коммуникационные технологии в
исследованиях» и других.
Анализ предлагаемого
учебного пособия провели эксперты из Московского государственного
лингвистического университета и Московского политехнического университета. Оно
включает в себя 2 раздела и 14 параграфов:
§1 Теоретические основы
применения икт в образовании: история становления.
§2 Модели дистанционного
обучения и основные требования к дистанционным занятиям.
§3 Понятие и
классификация социальных сервисов веб 2.0.
§4 Дополнительные критерии
выбора онлайн-платформ.
§5 Qr-технология в образовании.
§6 Коммуникация в
дистанционном формате: эволюция устной и письменной коммуникации с иностранными
студентами в условиях пандемии.
§7 Социальные сервисы веб
2.0 для проектной деятельности и командной работы.
§8 Социальные сервисы веб
2.0: создание электронных каталогов и библиотек.
§9 Социальные сервисы веб
2.0: сервисы для работы с ментальными картами и графикой.
§10 Социальные сервисы
веб 2.0: сервисы для создания интерактивных заданий.
§11 Социальные сервисы
веб 2.0: облачные хранилища и создание портфолио.
§12 Социальные сервисы веб
2.0: работа с документами.
§13 LMS.
§14 Кросс-платформенная
среда обучения как новый формат электронной образовательной среды.
Данное пособие можно
рекомендовать, как преподавателям и студентам вузов, так и представителям сферы
средне специального образования.
В
заключение стоит обратить внимание, что разделение онлайн-сервисов по группам позволяет не
потеряться в многообразии существующих технических решений. При работе над
указанным пособием использовались наиболее актуальные материалы из последних
авторских исследований и проектов, посвященных информатизации образования и
науки. В дальнейшем планируется написание пособия по проектированию электронной
образовательной среды нового типа.
Литература
Авраменко А.П.А21 Искусственный интеллект в
преподавании иностранных языков: учебное пособие, [электронное издание сетевого
распространения] / А.П. Авраменко. – М.: «КДУ», «Добросвет», 2022. – 166 с. –
URL: https://bookonlime.ru/node/44923 – doi:
10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1228-0-2022-166
Кузнецов А. А. ТИПОЛОГИЯ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 В
ПРЕПОДАВАНИИ РКИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В МИРЕ // Язык и речь в
Интернете: личность, общество, коммуникация, культура : сборник статей IV
Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г.
— Т. 2. — Издательство Российского университета Дружбы народов Москва, 2020. —
С. 78–88
Можаева Г.В., Можаева-Ренья П.И., Сербин В.А. Цифровая
гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований // Вестник
Томского государственного университета. 2014 № 389 С.73–81
Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные
технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. — Издательство
Московского университета Москва, 2013. — 271 с
Титова С. В. Мобильная среда для обучения иностранным
языкам. — Эдитус Москва, 2019. — 282 с
Шапинская Е. Н., Лисенкова А. А. Гуманитарное
образование в цифровую эпоху: трансформация или кризис? // Культурный код.
2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnoe-obrazovanie-v-tsifrovuyu-epohu-transformatsiya-ili-krizis
(дата обращения: 13.06.2022)
The manual "Online services in the humanitarian
sphere and scientific activity": relevance, goals, objectives, structure.
Kuznetsov Andrey Andreevich
Lecturer of the
Department of Russian as a Foreign Language of the Institute of International
Educational Programs and the Department of Linguistics and Professional
Communication in Information Sciences of the Institute of Information Sciences
of the Moscow State Linguistic University
The work is an
overview of the author's manual aimed at improving the digital literacy of
higher school teachers and their students. The relevance of this manual matured
at the beginning of 2020 in connection with the international pandemic, when
the higher school urgently switched to a remote format of interaction. The
appearance of the proposed manual will facilitate the pedagogical activity of
teachers using digital solutions. The article describes: the target audience,
the structure of the manual and the scope of application of this teaching aid.
Keywords: manual,
digitalization, ICT, goals, structure.
Ссылка на статью: Кузнецов, А. А. Пособие "Онлайн-сервисы в гуманитарной сфере и научной деятельности": актуальность, цели, задачи, структура / А. А. Кузнецов // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. – 2022. – № 4(12). – С. 47-49. – DOI 10.18572/2687-0339-2022-4-47-49. – EDN UHZBYE.
Комментарии
Отправить комментарий