Статья "Цифровое образовательное пространство преподавателя языковых дисциплин: Особенности и структура"

  Цифровое образовательное пространство преподавателя языковых дисциплин: Особенности и структура.

Кузнецов Андрей Андреевич

Аннотация: В настоящее время происходит повсеместное развитие цифровых технологий для сферы образования. Актуальность настоящего исследования подчеркивается необходимостью описать цифровое образовательное пространство, которое ориентировано на преподавателей языковых дисциплин и их обучаемых.  Основными методами настоящего исследования являются: анализ, классификация, описание, моделирование, обобщение. К результатам исследования можно отнести описание структуры и особенностей подобного виртуального образовательного пространства.

Ключевые слова: образовательное пространство, структура, цифровые решения, иностранный язык, преподаватель, студенты.

 

Введение

         Методика преподавания иностранных языков на современном этапе тесно взаимосвязана с развитием информационно-коммуникационных технологий.  Большое количество исследований в области цифровой трансформации появились за последние 20 лет. Они существенно отличаются от научных работ, которые были опубликованы до начала 21 века. Об этапах развития цифровых технологий в сфере гуманитарного образования писали А.Н. Богомолов, А.В. Тряпельников, Л.А. Дунаева, А.А. Атабекова (сфера русского языка как иностранного); Н.Н. Макарова, Д.В. Васильев, Л.Г. Орчакова (сфера истории); Н.А. Цветкова, И.Т. Стадник, Г.О. Ярыгин (сфера международных отношений);  С.В.Титова, А.П. Авраменко, А.Л. Назаренко, В.А. Фадеева (сфера иностранных языков); В.И. Блинов, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев (сфера обшей педагогики) и многие другие. На сегодняшний день процесс цифровизации гуманитарного образования будет продолжаться в связи с постоянным развитием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности человека. Образовательные программы вузов уже содержат в качестве обязательной литературы гиперссылки на статьи из всемирно известных цифровых библиотек, словарей, интернет-СМИ и других интернет-источников. 

         Любая образовательная программа в ближайшее время будет обладать своей цифровой виртуальной копией для работы в онлайн-формате, которая будет доступна для широкого круга пользователей сети Интернет. В рамках настоящего исследования мы обратимся к методике организации онлайн-обучения иностранным языкам и структуре онлайн-курса по иностранному языку.

Методика организации онлайн-обучения иностранным языкам.

С сентября 2016 года в системе московского школьного образования важным компонентом информационно-образовательная среды является онлайн-платформа Московская Электронная Школа (МЭШ). Данная платформа позволяет эффективно использовать современные достижения в области IT-технологии, и создавая особую информационно-образовательную среду для реализации образовательного процесса в московских школах. [Редькина, Агеева, Малых, 2020] Платформа поддерживает большое количество различных форматов упражнений и учебных материалов для использования как в смешанном, так и в дистанционном форматах. Наравне с МЭШ в российских школах используется платформа «СФЕРУМ». Основой для онлайн-курсов для использования в высшей школе являются системы управления обучением: LMS Moodle, LMS Mirapolis, LMS Elearn Eclass. Все указанные системы сейчас активно используются для преподавания широкого спектра дисциплин в высших учебных заведениях.

Отдельно стоит обратить внимание на особенности организации обучения в формате видеоконференции, поскольку современное дистанционное обучение – это не только работа в системе управления обучением вуза, но и работы с внешними ресурсами. Профессор МПГУ И.И. Игнатенко отмечает, что организовать видеоконференцию с учащимися это достаточно сложная задача, поскольку нужно проверить не только качество видео, но и доступность микрофонов и динамиков у всех учащихся.  Исследователь также отмечает, что для развития различных видов речевой деятельности требуется использование большого количества технических решений от разных производителей.  [Игнатенко, 2019]  Исследователи из Казанского национального исследовательского  технического университета и Казанского государственного энергетического университета отмечают важность использования видеозаписей лекций и видеоинструкций  для построения «зрительного» контакта со студентами в онлайн-обучении. В то же время учёные отметили важность использования электронных курсов в процессе онлайн-обучения.  Данные выводы были получены на основе опроса студентов вузов. [Крылова, Лаптева, Айтуганова, 2022]

При построении цифровой образовательной среды удобной для преподавателя языковых дисциплин необходимо учитывать не только, опыт отечественных исследователей, но и зарубежных учёных. Обратимся к опыт китайских учёных-лингвистов из Цзилиньского университета, поскольку в Китае раньше всех было введено дистанционное обучение на всех уровнях образования. Ими были выделены общие характеристики условий организации онлайн-обучения:

·        были разработаны электронные учебные материалы, обучающие программы, домашние задания, записаны видео- и аудиоматериалы, кроме того, были созданы внеклассные задания и учебные тетради, подготовлены комплексы упражнений и экзаменационных заданий, размещенные в свободном доступе на учебной платформе университета;

·        студентам предлагается более доступный для самостоятельного изучения материал, что стимулирует самостоятельную деятельность студентов, повышает уровень эффективности усвоения новых знаний уже на этапе самообучения и подготовки к занятию;

·        онлайн преподаватели постоянно разрабатывают и совершенствуют разнообразные задания для всех этапов обучения, различные оценки процесса обучения и его результатов, меры контроля за работой обучающихся и стимулирования их к самостоятельному обучению;

·        преподаватели разрабатывают групповые онлайн-задания, которые призваны стимулировать взаимодействие между обучающимися и позволяют им поддерживать друг друга, в том числе психологически; [Чжан, Веснина, 2020]

Опираясь на полученные выводы из отечественных и зарубежных исследований, приступим к проектированию модели цифровой образовательной среды для преподавателей языковых дисциплин.

Модель цифровой образовательной среды для преподавателей языковых дисциплин.

Преподавание языковых дисциплин – это многокомпонентный процесс, который зависит от множества факторов. Отдельного внимания заслуживает онлайн-формат обучения иностранным языкам. О сложностях и особенностях, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты языковых направлений подготовки говорилось в предыдущей части нашего исследования. В этой части мы попробуем смоделировать удобную среду для преподавателей и их студентов, учитывая специфику преподаваемой дисциплины. За основу предлагаемой модели возьмем кросс-платформенный проект Langteach-online [5].

Он подробно рассматривался в ряде авторских исследований, как платформа для преподавания русского языка как иностранного. Однако, на наш взгляд, стоит рассмотреть его как платформу для преподавания иностранного языка. Оптимальным количеством часов для практического курса иностранного языка в онлайн-формате является 72 часа (30 часов теоретических занятий с преподавателем и 40 часов лабораторных практических уроков + 2 часа на итоговый контроль). Такая почасовка онлайн-курса используется в Болонском университете (г. Форли, Итальянская республика). Об этом опыте в своей работе пишет С.Берарди. [Берарди, 2021]

В нашем случае, в предлагаемые на практический курс иностранного языка 72 часа входят занятия со студентами через Яндекс.Телемост, как наиболее популярное отечественное решение для видеоконференцсвязи.  В проекте Langteach-online создаются разделы, соответствующие видам речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Задания создаются на базе приложения Onlinetestpad, поскольку данное приложение позволяет создавать упражнения более 20 различных типов, как для прохождения онлайн, так и в распечатанном виде. Это позволяет взаимодействовать со студентами в смешанном формате. Все результаты онлайн-прохождения заданий сохраняются в личном кабинете преподавателя, а форма регистрации перед прохождением заданий позволяет идентифицировать студента.

Для удобства преподавателя иностранного языка все основные материалы находятся на двух ресурсах:

·        на Onlinetestpad (упражнения и результаты обучаемых);

·        на личном сайте преподавателя или блоге (учебные материалы, аудиозаписи, тексты для чтения и т.п.);

В заключение к настоящему исследованию стоит выделить основные особенности и характеристики цифрового образовательного пространства для преподавателя иностранного языка:

·        Цифровая образовательная среда для преподавателя иностранного языка должна соответствовать требованиям рабочих программ дисциплин по иностранному языку;

·        Интерактивность;

·        Поддержка большого количества разнообразных форматов учебного материала;

·        Наличие интерактивной доски внутри системы управления обучением для реализации групповых онлайн-проектов;

·        Поддержка мобильных устройств обучаемых посредством QR-технологии;

ЛИТЕРАТУРА

1.     Редькина И. Д., Агеева С. Р., Малых О. А. Возможности использования платформы «Московская электронная школа (МЭШ)» в преподавании китайского языка // Modern oriental studies. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-platformy-moskovskaya-elektronnaya-shkola-mesh-v-prepodavanii-kitayskogo-yazyka (дата обращения: 30.06.2022);

2.     Игнатенко И.И. Онлайн-обучение аспектам иностранного языка // Проблемы современного образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-aspektam-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 02.07.2022).

3.     Крылова А.С., Лаптева Е. Ю., Айтуганова Ж. И. О ПЕРСПЕКТИВАХ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: УРОКИ ПАНДЕМИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-onlayn-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-uroki-pandemii (дата обращения: 02.07.2022).

4.     Чжан В., Веснина Л. Е. ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ // Русистика. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-prakticheskoy-grammatike-russkogo-yazyka-v-vuze-kitaya-v-usloviyah-epidemii (дата обращения: 02.07.2022).

5.     Официальный  сайт проекта «Langteach-online» Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/

6.     Берарди С. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ COVID-19 // Русистика. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-onlayn-kursa-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-period-epidemii-covid-19 (дата обращения: 02.07.2022).

REFERENCES

1.     Redkina I. D., Ageeva S. R., Malykh O. A. The possibilities of using the Moscow Electronic School (MES) platform in teaching Chinese // Modern oriental studies. 2020. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-platformy-moskovskaya-elektronnaya-shkola-mesh-v-prepodavanii-kitayskogo-yazyka (accessed: 30.06.2022);

2.     Ignatenko I.I. Online learning aspects of a foreign language // Problems of modern education. 2019. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-aspektam-inostrannogo-yazyka (accessed: 02.07.2022).

3.     Krylova A.S., Lapteva E. Yu., Aituganova Zh. I. ON THE PROSPECTS OF ONLINE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE UNIVERSITY: LESSONS OF THE PANDEMIC // Problems of modern pedagogical education. 2022. No.74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-onlayn-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-uroki-pandemii (accessed: 02.07.2022).

4.     Zhang V., Vesnina L. E. ONLINE TEACHING OF PRACTICAL GRAMMAR OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN A CHINESE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF AN EPIDEMIC // Rusistika. 2020. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-prakticheskoy-grammatike-russkogo-yazyka-v-vuze-kitaya-v-usloviyah-epidemii (accessed: 02.07.2022).

5.     The official website of the project "Langteach-online" Electronic resource: http://www.langteach-online.ru/

6.     Berardi S. MODELING OF AN ONLINE COURSE ON RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE DURING THE COVID-19 EPIDEMIC // Rusistika. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-onlayn-kursa-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-period-epidemii-covid-19 (accessed: 02.07.2022).

Ссылка  для цитирования: Кузнецов, А. А. Цифровое образовательное пространство преподавателя языковых дисциплин: особенности и структура / А. А. Кузнецов // Информационная безопасность и межкультурная коммуникация в контексте цифровой трансформации : Сборник научных трудов / Редакционная коллегия: П.Г. Былевский (отв. редактор) [и др.]. – Москва : Московский государственный лингвистический университет, Медиа Группа "Авангард", 2022. – С. 83-88.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Видеоконференции во Вконтакте

QR-технология в образовании

PADLET - инструкция по применению